Первый прецедент патентной безграмотности изобретателя в области мороженого был создан полтора века назад в США. Так, первую машину с ручным приводом для изготовления мороженого изобрела американка Ненси Джонсон в 1846 г . Но, не владея вопросами патентоведения, она не смогла воспользоваться своим открытием. Зато это сумел сделать В. Джунг — в 1848 году он получает патент на аналогичную машину. Его изобретение было основано на открытии Н. Джонсон.
В 90-х годах ХХ века в России (и в том числе на рынке мороженого) начали активно использовать чужую интеллектуальную собственность, нарушать авторские права, выбрасывать на рынок фальсифицированную и контрафактную продукцию, а проще — заниматься пиратством.
Все это стало предметом внимания Национального фонда защиты прав потребителей, Торгово-промышленной палаты РФ, РОСПАТЕНТа и его Федерального института промышленной собственности (ФИПС), Ассоциации российских патентных поверенных, Российской ассоциации владельцев товарных знаков (РАВТОЗ), законодательных и исполнительных органов власти. Эта озабоченность привела к внесению соответствующих изменений и дополнений в Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров», созданию правительственной Комиссии по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности и Комитета по деловой этике при ТПП РФ.
За многие десятилетия с момента начала промышленного производства мороженого в России некоторые его виды стали воистину «народными» марками. Но, как показала практика последних лет, далеко не все они были должным образом зарегистрированы.
В 1937 году по инициативе наркома продовольствия СССР Анастаса Ивановича Микояна в Москве вблизи от местечка Фили была введена первая в стране фабрика мороженого на Мосхладокомбинате №8 (см. МЗП№7/2002 — прим. ред.).
Среди оборудования, приобретенного в Америке, был уникальный агрегат типа «Мелорол» для производства брикетного мороженого методом «горизонтальной экструзии» в плотную патронную бумагу.
К началу 1947 года группой технических работников хладокомбината (Г.М. Дезент, Ф.М. Успенский, В.П. Демиденко, А.Н. Назаренко, И.Н. Барсов) был разработан и изготовлен высокопроизводительный агрегат ФАМ (фасовочный агрегат мороженого), прообразом которого был «Мелорол».
К концу 60-х годов прошлого века на фабрике эксплуатировалось уже пять таких агрегатов, оснащенных вафленакладчиками, разработанными и изготовленными под руководством Василия Петровича Демиденко. Это позволило впервые в стране освоить производство брикетного мороженого на вафлях (позже его стали называть «сэндвич»).
В конце 70-х годов В.П. Демиденко и братья-изобретатели Ганохины (Алексей и Альберт) взялись за модернизацию одной из пяти линий ФАМ под производство глазированных батончиков мороженого. Причем, глазурь должна была наноситься в потоке, а не методом окунания.
Умельцами предприятия в 1972-1973 гг. была изготовлена насадка, в кольцевое щелевое пространство которой вводилась взбитая на модернизированном фризере типа ОФИ глазурь. Во фризере в качестве хладоносителя впервые в мире была применена артезианская вода. По сути дела, на базе агрегата типа ФАМ к 1973 году была создана первая в СССР линия экструзионного типа для производства мороженого в виде батончиков цилиндрической формы во взбитой глазури типа «Лакомка».
Это мороженое выпускалось по временной нормативно-технической документации. А с 1 января 1977 г . согласно Прейскуранту № 016-01 и в соответствии с ОСТ 49 73 74 пирожное из мороженого «Лакомка» (глазированные батончики). В этом же прейскуранте нашли место мороженое «Морозко» сливочное и «Морозко» пломбир.
Десятью годами позже мороженое с разными типами глазури («Лакомка», «Щелкунчик» и «Бородино») были введены в Технологическую инструкцию по производству мороженого (утвержденную Госагропромом СССР и Минторгом СССР в декабре 1986 г .) и в ТУ 10.16.0015.005-90 Мороженое (зарегистрированные МЦСМ Госстандарта 22.05.90), а также в ряд изменений к ним.
К сожалению, тогда никто из авторов и чиновников не догадался запатентовать ни названия, ни способы, ни методы, ни технологии их производства, ни оборудование и устройства для выпуска мороженого цилиндрической формы во взбитой глазури и самой взбитой глазури. Естественно, не были зарегистрированы наименования — словесные товарные знаки: «Морозко», «Полюс», «Лакомка», «Щелкунчик», «Бородино» и другие не только для мороженого, но и множества иных товаров и изделий под такими словесными названиями.
Мороженое «Лакомка» пошло «на ура». Со всего Союза на Мосхладокомбинат №8 приезжали специалисты, чтобы познакомиться с конструкцией линии типа ФАМ с тем, чтобы самим ее изготовить.
Приблизительно в 1973 году конструкторами и специалистами ВНИЭКИПродмаша было изготовлено несколько экспериментальных образцов аналога агрегата ФАМ — линия А1-ОМР для производства брикетного мороженого на вафлях. На ее базе умельцами Мосхладокомбината №10 была создана линия для производства мороженого типа «Лакомка» и «Ленинградское» во взбитой глазури.
В середине 70-х годов в результате внезапного похолодания в Южной Америке погибли плантации какао-бобов. И как следствие — в СССР перестали поступать какао-порошок, какао-масло и полуфабрикат — шоколадная глазурь.
Мороженое в шоколадной глазури стало «вымирать». В этих условиях технический руководитель фабрики мороженого Мосхладокомбината №8 Любовь Федоровна Плужникова предложила вместо шоколадной глазури применять ореховую. После дегустации в Московском городском объединении Росмясомолторга и в Минторге РСФСР экспериментальных партий мороженого во взбитой ореховой глазури была разработана и утверждена Минторгом РСФСР нормативно-техническая документация на мороженое «Щелкунчик» (которая вошла затем в Изменение №1 к ТИ- 1986 г . и в ТУ 10.16.0015.005-90).
Когда начались перебои с поставками орехов из Индии и Ирана, технологи фабрики мороженого Мосхладокомбината №8 были вынуждены вспомнить про глазурь крем-брюле. По их инициативе Минторг РСФСР утвердил в 1977 году ТУ 28 РСФСР 02-172-77. «Мороженое молочное, сливочное и пломбир «Бородино» и «Полет» соответственно во взбитой глазури и в глазури, нанесенной методом окунания».
Однако это мороженое могли делать только на Мосхладокомбинатах № 8 и № 10, так как здесь имелись агрегаты типа ФАМ и ОМР.
На протяжении четверти века продолжались попытки организовать серийное производство универсальных линий типа ФАМ для изготовления мороженого в брикетах на вафлях и цилиндрического мороженого во взбитой глазури. И лишь в середине 90-х годов прошлого века по инициативе производственного отдела Росмясомолторга за решение этой задачи взялся Алексей Вениаминович Денисов (ОАО «Завод «Лига», г. Саратов). С помощью ОАО «Айс-Фили» на базе скороморозильного аппарата линии для производства мороженого в вафельных и бумажных стаканчиках типа М6-ОЛВ был создан формовочно-отрезной аппарат для изготовления мороженого «Лакомка». Позже этим заводом был создан ряд модификаций автоматизированных линий для производства одно- двухцветного мороженого методом горизонтальной экструзии во взбитой глазури, мороженое «витое», мороженое «продукт в продукте» и др.
В конце 80-х — начале 90-х годов, когда не стало проблем с шоколадом и другим сырьем, на Мосхладокомбинате №8 (ОАО «Айс-Фили») возродили производство мороженого «Лакомка». А после налаживания на ОАО «Завод «Лига» серийного производства автоматизированной линии для изготовления мороженого методом горизонтального экструдирования ЛЭМ-400 «Лакомку», «Бородино» и «Щелкунчик», а также мороженое с их словесными аналогами стали выпускать во многих городах, например, в Самаре, Саратове, Ставрополе, Жуковском….
Можно сказать, что «Лакомка», как и мороженое в вафельном стаканчике, стала народным мороженым.
Лишь в 1997 году ЗАО «Экстра-Фили» восполнило допущенный в 70-х годах специалистами Мосхладокомбината № 8 авторский и юридический пробел — запатентовало два изобретения («Способ производства мороженого типа «Лакомка» во взбитой глазури» и Установку для производства мороженого типа «Лакомка»), но не сами слова «мороженое «Лакомка».
В этом же году утверждены ТУ 9228-035-004-19762-97 «Мороженое ОАО «Айс-Фили», куда вошли: мороженое сливочное «Лакомка» в шоколадной глазури; мороженое сливочное и пломбир в ореховой глазури «Щелкунчик». Вид фасования и форма порции — в форме цилиндра, наименование линии — «ФАМ».
В июле 2000 года, учитывая ряд обращений возродить производство отечественного мороженого — «пирожного за 28 копеек» и других незабвенных шедевров десертной кулинарии» на ОАО «Айс-Фили» (бывший Мосхладокомбинат №8) возродили производство разработанных здесь в 70-х годах прошлого века любительских видов мороженого — «Бородино» и «Щелкунчик».
С учетом достижений научно-технического прогресса этот ассортимент выпускается на более высоком качественном уровне: теперь это мороженое автоматически в потоке упаковывается в термосвариваемый пакет типа «подушечка» (флоу-пак) из полипропилена, что дает ряд преимуществ, например, предупреждает порции мороженого от деформации при хранении и транспортировке.
Период с 1970 по 1990 гг. отмечен плодотворной деятельностью специалистов производственного отдела Росмясомолторга Н.Т. Гусевой, Н.А. Талызиной, А.Г. Кладия в тесном сотрудничестве со специалистами подведомственных предприятий А.А. Кольцовой (Мосхладокомбинат №8), Н.А. Мутиной (Московская городская контора Росмясорыбторга), А.Г. Крылосовым и В.В. Дрынкиной (Хладокомбинат №1, Ростов-на-Дону).
За указанный период они разработали и внедрили более 30 новых любительских видов и разновидностей мороженого с наполнителями и без них, с глазурью и без нее в том числе с пониженным содержанием жира и сахарозы, с пониженным содержанием сухого обезжиренного молочного остатка (СОМО 7%), мороженое со взбитой глазурью, двухслойное мороженое (в глазури и без нее).
Основными причинами для разработки новых любительских видов были дефицит того или иного сырья, полуфабрикатов; непрекращающаяся борьба за экономию сырьевых ресурсов; снижение рентабельности мороженого; появление нового поколения современной импортной техники и внедрение прогрессивных технологий, сырья, ингредиентов и материалов.
К сожалению, большинство новых любительских видов мороженого не было оформлено в должном порядке как интеллектуальная собственность их разработчиков или как коллективные товарные знаки, хотя и были включены в ряд отраслевых стандартов и технологических инструкций.
С середины 90-х годов производители мороженого начали активно разрабатывать и регистрировать в столичных и региональных органах технические условия на новые виды мороженого (особенно с применением растительных жиров). Зачастую эти разработки не регистрировались должным образом, что в дальнейшем приводило к неприятным последствиям, связанным с недостатком знаний в области защиты своей и использования чужой интеллектуальной собственности. Вот лишь некоторые примеры.
В 1998 году по заказу АО «Холод» (г. Воронеж) ВНИХИ разработал ТУ9228-060-00419762-98 «Мороженое на молочной основе с растительными жирами торговой марки «Санни Голд» — дата введения 05.06.1998 г. В этих ТУ предусмотрена выработка мороженого указанной торговой марки шести наименований, в т.ч. «Былина» и «Русалочка». На основании выданных ООО ВТО «Эрконпродукт» (г. Москва) ТУ с пометкой «без права передачи» АО «Холод» начало вырабатывать мороженое вышеуказанных наименований, полагая, что все юридические вопросы в части использования товарных знаков решены. Однако, 13 августа 2001 г . патентное агентство «ВАША МА®КА» уведомляет АО «Холод», что оно имеет неопровержимые доказательства того, что «Холод» использует для маркировки своей продукции (мороженое) наименование «БЕЛОЧКА», которое зарегистрировано должным образом в 1995 г . и представляет собственность АОЗТ «Ассоциация делового сотрудничества ветеранов Афганистана «МИР» (свидетельство Роспатента №161458, приоритет от 16.10.1995 г.). Агентство предупреждает о гражданской и уголовной ответственности соответственно по ст. 138 и 180.
Через сутки это же агентство уведомляет АО «Холод», что «Ассоциация «МИР» имеет собственность на словесный товарный знак «РУСАЛОЧКА» (св. №148600, приоритет от 03.06.1996 г.) и требует немедленно прекратить несанкционированное использование товарного знака и грозит санкциями. Что и произошло впоследствии….
Генеральный директор АО «Холод» В.И. Сурков 24.08.2001 г. обращается во ВНИХИ за разъяснениями.
На запрос Суркова директор ВНИХИ Ю.П. Алешин, ссылаясь на ст. 7 Закона о товарных знаках, сообщает, что «не регистрируется в качестве товарных знаков обозначения, персонажи из произведений науки, литературы и искусства без согласия обладателя авторского права или его правопреемников».
6 декабря 2002 года — очередная напасть на голову АО «Холод». Теперь представитель ООО «Фабрика мороженого «Крайс» обращается к руководителю АО «Холод», ссылаясь на Закон РФ «О товарных знаках,…», и просит для расчета убытков «Крайса» выслать информацию об объемах производства и продажах выпускаемой продукции, маркированной товарным знаком «Любава» (рег. Свидетельство № 213349 — с приоритетом от 15.05.2000 г.), с даты публикации сведений о регистрации ТЗ «Любава» в официальном бюллетене, а именно с 12.07.2002 г.
Через несколько дней представитель «Крайса» категорически требует отказаться от использования «нашего … словесного товарного знака «Любава».
В феврале 2003 г . представитель ООО «Фабрика мороженого «Крайс» подает в Арбитражный суд Воронежской области исковое заявление о прекращении незаконного использования товарного знака («Любава»), уничтожении контрафактной упаковки и взыскании компенсации вместо требования о взыскании причиненных убытков. В этом иске приводится список предприятий, признавших себя нарушителями прав «Крайса» только по использованию ими ТЗ «Полюс». Это: ОАО «Айс-Фили», ОАО «Прокопьевский хладокомбинат», ЗАО «Браво-Плюс», ОАО «Сыродельный комбинат «Орловский».
Истец потребовал с ответчика: прекращения использования ТЗ «ЛЮБАВА» в отношении мороженого, мороженого фруктового; уничтожения контрафактной упаковки, воспроизводящей словесный ТЗ «ЛЮБАВА», взыскать 100 000 рублей и 6000 рублей госпошлины.
По просьбе АО «Холод» к делу подключается Союз мороженщиков России. Исполнительный директор Союза В.Н. Елхов обращается к директору «Крайса» А.В. Назарову с сожалением, что ВНИХИ не обеспечил патентную защиту указанного в ТУ 9228-060-004176298 «Мороженое на молочной основе с растительными жирами торговой марки «Сани-Голд», согласно которым предусмотрена выработка мороженого шести наименований, в т.ч. «Любава».
Учитывая непреднамеренный характер действий АО «Холод», г-н Елхов просит Назарова с пониманием отнестись к сложившейся ситуации, приостановить исковые действия и проявить добропорядочность в отношениях между предприятиями отрасли.
Представитель ООО «Фабрика мороженого «Крайс» — директор ООО «СЛАВИЦА-ТМ» на письмо исполнительного директора Союза мороженщиков России ответил отказом.
Более того, в письме было подчеркнуто, что использование ТЗ — это правонарушение не только гражданско-правового или административно-правового характера, но и уголовное преступление (с максимальной санкцией до 5 лет лишения свободы)…
Там же было отмечено, что на выставке «Мир мороженого и холода-2003», прошедшей под эгидой Союза мороженщиков, четверть всей продукции была маркирована обозначением «Морозко», принадлежащего, кстати, компании «Уния».
Еще в марте 1999 года, ВНИХИ — головной институт в области стандартизации и технологии мороженого обращался в Федеральный институт промышленной собственности «РОСПАТЕНТа» и сообщал, что некоторые названия мороженого, включенные в общероссийские ТУ 10.16.0015.005-90 «Мороженое», зарегистрированы в виде товарных знаков предприятиями, зачастую даже не имеющими отношения к производству мороженого (в частности, речь шла о названиях «Морозко» и «Снегурочка»).
Институт указывал на недопустимость подобной практики, т.к. при этом нарушается право преемственности в нашем государстве, а предприятия, специализирующиеся на производстве того или иного вида мороженого не один десяток лет, теряют такую возможность.
Например, директор ЗАО «Волгомясомолторг», касаясь проблемы защиты наименований продукции, выпускаемой их предприятием, заявил, что в связи с предъявлением им иска организацией, первой зарегистрировавшей название мороженого в форме ТЗ, предприятие понесло материальные убытки из-за остановки производства и сокращения реализации продукции.
ВНИХИ, видя, что проблема защиты наименований мороженого перерастает в общегосударственную, приводит к значительным материальным убыткам предприятий из-за остановки производства и сокращения реализации мороженого, просил ФИПС о прекращении регистрации отдельным организациям товарных знаков в форме названий мороженого, включенных в общероссийскую нормативную документацию.
В своем ответе ФИПС согласился с тем, что существует проблема правовой охраны названий товаров (в том числе и названий мороженого), применяемых длительное время многочисленными различными производителями, выпускающими продукцию по единой технологии и рецептуре. К сожалению, такие названия товаров ранее или не регистрировались в качестве товарных знаков, или были зарегистрированы только на одного из производителей, которому, в соответствии с действующим законодательством, принадлежит исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком, а также запрещать его использование другими лицами.
В качестве выхода из создавшейся ситуации ФИПС предлагает следующий вариант: «Представляется, что упомянутые выше названия товаров могли бы получить правовую охрану путем их регистрации в качестве коллективных знаков на имя союзов, хозяйственных ассоциаций или иных добровольных объединений предприятий на основании положений, предусмотренных статьями 20, 21 Закона «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», введенного в действие 17.12.92 г.
Можно до бесконечности спорить о моральной стороне вопроса «присвоения чужой интелектуальной собственности», но с правовой точки зрения все ясно. Есть закон (хороший или плохой) и его надо выполнять. Так что, уважаемые коллеги, будьте крайне внимательны, выводя на рынок новую продукцию. Убедитесь, что ее название (товарный знак) не является чьей-то собственностью. Но даже, если название кому-то принадлежит, у вас, в соответствии с действующим законодательством, есть возможность получить разрешение на его использование у законного владельца путем заключения и последующей государственной регистрации лицензионного договора или договора об уступке товарного знака.
А. Г. Кладий
журнал «МиЗП» № 1/2004 г.